Стенограмма интервью
Юлия:
Евгений, приветствую! Ты бренд-шеф компании Дикоед вот уже год. Расскажи, почему ты выбрал работу с дичью?
Евгений Бердников:
Добрый день. Работа с дичью всегда была мне интересна по нескольким причинам.
С помощью дичи я могу предложить, как можно назвать у маркетологов, уникальное торговое предложение для наших гостей. Если у нас будет дичь, то для гостей это будет полезно, интересно, необычно, вкусно, ну и естественно не как у всех, а это самое главное.
Сейчас это более чем интересно потому, что внутренний туризм развивается. Естественно, органично он развивается на натуральных продуктах от природы, и из дичи в том числе.
В разных регионах есть свои специалитеты, и почти везде к ним относится та или иная дичь. Мы предлагаем дичь из всех регионов, при этом по разумной цене и в достаточном количестве, чтобы сделать её доступной для любых регионов и для любого кошелька.
Юлия:
Каких основных принципов работы ты придерживаешься в компании Дикоед?
Евгений Бердников:
На мой взгляд, их не так много, но есть два основных. Первый - это честность в качестве продукции перед нашим покупателем – ресторатором или шеф-поваром.
Второй принцип - это всегда делать то, к чему лежит душа. Я боюсь равнодушных людей, мне не все равно, что я работаю с дичью и мне не все равно, что мои коллеги, друзья партнёры будут работать с дичью.
Юлия:
А у тебя есть любимый продукт?
Евгений Бердников:
Да, у меня есть продукт, наверное, даже два. Сначала это было мясо лося. Для меня было реальное открытие, когда я попробовал его и парным, и выдержанным и так далее. Открытие мяса парнокопытных, потому что я, рождённый мурмончанин, 30 лет прожил на северах, и я знаю, что такое оленина. Но лось это совершенно другой уровень мяса и качества вкуса. Для меня фаворитом стал лось. Но работая в компании «Дикоед», я открыл для себя ещё косулю, как самую нежную из парнокопытных: деликатесный и многообещающий, на мой взгляд, не всеми распробованный продукт.
Юлия:
Евгений, как давно ты работаешь поваром, расскажи поподробней.
Евгений Бердников:
Работаю с 1988 года. Первое образование у меня пекарь, в дипломе написано: тестовод оператор тесторазделочной машины 4-го разряда. То есть я умею делать и закваску по традиционным и по нетрадиционным способам я умею работать как с тестом прямого брожения, так и с отложенным. Умею работать с новыми технологиями типа безглютенового хлеб. Я это люблю и использую.
Далее у меня сложилось так жизнь, что я пошёл в море, там у меня были прекрасные учителя повара, вы не поверите, например, шикарную советскую солянку меня научил делать азербайджанский шеф-повар на пассажирском судне. Это была самая вкусная солянка, которую я ел в жизни. Которую человек готовил при шестибалльном шторме, поверьте, это очень сильный шторм для пассажирского судна.
Там я очень многому научился, потому что я впервые столкнулся с ресторанной кухней для пассажиров лайнера «Алла Тарасова». Это серьёзное испытание для человека, который привык работать на экипаж в количестве от 20 до 45 человек. При работе на экипаж ты один делаешь все, начиная от хлеба. Вот я сейчас посетил наше производство и с радостью увидел ленточную пилу финского производителя «КТ», с которой я, в отличие от многих поваров, поработал в то время. У меня первое судно было финской постройки, совершенно новое, в 1988 году произведенное и пригнанное в город Мурманск. Вот там такая пила стояла, замечательная супер-пила и я до сих пор помню, как менять ленту на ней. Я думаю редкий шеф-повар это умеет делать. Вот так я работал как универсальный повар.
В 1994 году я перешёл на суда под иностранным флагом. Там у нас был смешанный национальный экипаж и было интересно работать. Там, я уже стал шеф-поваром, потому что ситуация такова, что ты должен как минимум: говорить на английском, чтобы заказывать продукты самостоятельно, организовывать самостоятельно все процессы от прогноза запаса продуктов до ежедневной готовки.
Соответственно, научился уже подстраиваться под региональную историю. Например, заказать мясо в Африке — это еще тот ребус. Или найти в Азии гречку, широко любимую русским человеком, вообще невозможно, потому что она есть только в Канаде и Германии, а в США и в странах латинской Америки ее тоже почти нет.
Но зато мне довелось поработать еще в девяностых годах на шикарном бразильском и аргентинском мясе.
Так как мы стояли достаточно подолгу в разных городах, я с удовольствием ходил и покупал местные настоящие продукты и сами готовили у себя на камбузе.
Поэтому, замечательную рыбу корюшку я готовил в городе Дудинка, прямо сразу выловленную из Енисея. Этот незабываемый запах жареных огурцов, когда ты жаришь рыбу, это прекрасный опыт, который не каждому дано испытать.
Или, например, ти-бон стейк я готовил в три пальца толщиной из свежего охлаждённого мяса и не мог себе представить, что говядина может быть такая вкусная. И это было в девяностых годах, а вы все помните, что было в это время в России.
В то время я получил незабываемый опыт работы с иностранными коллегами, с иностранными продуктами и с технологиями.
Когда мы уже переехали в Москву, я начал работать в маленьком ресторане в Раменском. Его уже нет, но был очень интересный опыт работы на выходцев из малиновых пиджаков.
Потом я возглавил кухню в самом большом интернет-клубе в России. Сейчас бы это назвали детское питание, но тогда это было не так. В Центральном Детском Мире, наверху был клуб «Нэтлэнд» - самый большой игровой клуб в России.
И у нас было там до 1000 не вылезающих из-за компьютера подростков. И нужно было кормить так, чтобы они не умерли с этими замечательными компьютерами. И их надо было убедить, что за 12 часов сидения за компьютером надо есть не только бургер или сэндвич, но и салат.
После этого был вот опыт работы на частной кухне, кормил очень интересных людей, в том числе из кремля.
Далее я с удовольствием перешёл в команду Эрика Ле Прово. Открывал с ним ресторан «Карэ Бланк». Это погружение было во французскую кухню, прям по самому макушку.
После этого меня пригласили уже шефом в компанию «Сухаревка», поначалу я работал на генеральных директоров - личным поваром, а потом они увидели во мне потенциал. Очень благодарен им за это. Я прошёл огромное количество курсов, в том числе за границей: Италия, Финляндия, Чехия, Франция.
В «Сухаревке» я стал бренд-шефом по технологиям, я был первым бренд-шефом в России, русским человеком, который представлял французское оборудование «BOURGEOIS».
Мы одни из первых на рынке популяризировать технологию вакуумации, бласт чиллера, то есть то, что сейчас известно и востребовано практически любым профессионалом.
Кроме этого, после этой компании я был бренд-шефом компании Porkka Grp (Skaycoold) это финское оборудование морозильное и холодильное, поэтому хорошо знаю финские бренды, проходил обучение в Хельсинки.
Потом мне повезло, честно сказать, я стал первым в мире бренд-шефом компании SMEG, потому что до этого компания SMEG не имела вообще бренд-шефов за пределами Италии. У них было порядка 12 филиалов по миру, но не было ни в одном из них бренд-шефа, я стал первым. Очень интересный опыт. 2 года жизни я провел в самолёте, обучил огромное количество поваров и пекарей.
Далее я работал ещё с несколькими компаниями российскими уже в основном.
И вот два с небольшим года назад я близко познакомился с компанией «Дикоед». До этого мы были знакомы только потому, что работали вместе на одной площадке. И в то же время я консультировал несколько ресторанов по дичи, в том числе и «Любытино хутор».
Юлия:
Расскажи, пожалуйста, как ты пришёл к профессии повара. Это, наверное, интересная история.
Евгений Бердников:
Я из того ещё поколения Советского, мне так или иначе надо было идти в армию. Это было нормально. Соответственно, у меня было полтора-два года максимум времени до армии после 10-ти классов. Я пытался стать сначала палеонтологом, потом геологом, потом историком по тем или иным причинам это не получилось.
И когда у меня знакомые сказали, а вот ещё классная история, попробуй съездить в училище на повара. Я приехал, и меня спросили: «А вы в море хотите ходить?»
Ну, как вы думаете, мурманчанин, мужчина, какой откажется ходить в море ещё и на камбузе. Вот я так стал поваром.
Юлия:
Женя, где ты учился?
Евгений Бердников:
Начал я своё первое образование, естественно, как и Советский человек, это как сейчас называют колледж. Далее я учился в море, много самообучался, много работал за границей с иностранными шеф-поварами.
После того, как спустился с моря на берег в Москве, я работал Эриком Ле Право, кроме этого, когда я был бренд-шефом нескольких иностранных брендов на территории СНГ, я проходил обучение в Финляндии, Чехии, Италии, Франции.
Юлия:
Есть ли у тебя награды, звания, премии?
Евгений Бердников:
Самая большая награда то, что я провел за последние 20 лет на кухне обучение более чем полутора тысяч поваров. Если посчитать суммарно сколько прошли через мои мастер-классы, тренинги, семинары, сколько я помогал конструировать рестораны, то получится примерно более 1500 поваров. Плюс я имел непосредственное участие в открытии трех ресторанных проектов - серьёзные большие рестораны. И даже открывал учебный комбинат питания под Оренбургом, который мы сделали для более чем 20-ти школ в 2000-х годах.
Ну а звание - пятый разряд, мастер-шеф, бренд-шеф. С 2005 года нон стопом участвую практически во всех крупных мероприятиях для хореки. Все выставки как региональные, так и по СНГ.
Юлия:
Да, это большой послужной список. Жень, ну не одними же достижениями живёт шеф, бывают наверно и неудачи. Поделись!
Евгений Бердников:
Неудача – это когда ты начинаешь вкладывать душу в проект, а поддержки не видишь. Особенно в консалтинге часто получается такая история, когда ты замотивирован получить хороший результат больше даже чем инвестор.
Я изобрёл даже термин такой «золотые грабли». Инвестор хочет золотые грабли купить и за свои деньги он наступает на них и получает шишки, наступает, получает опять шишки, то есть не слушает специалистов-консультантов. По тем или иным причинам все равно делают так, как они себе это представляют. Они думают, что знают лучше, чем профессионал. Вот это, наверное, самое большое разочарование.
Ну, понятно, были некоторые другие казусы. Когда я только-только начинал работать на выставках. Формат выставок — это же очень короткое время на приготовление, достаточно большое к тебе внимание, как к повару практически на открытой кухне, готовится все «из-под ножа». Большое количество гостей нужно угостить, это все в оффлайне, практически без заготовок. И вот тут я немножко разочаровался в себе в самом начале, потому что я не представлял, как это сложно…
Ну и я разочаровался от некоторых гостей выставки. Когда, например, на выставке я 40 минут занимался тем, что делал заготовки булочек. Я их сделал более 200 штук для того чтобы начать мастер-класс. Я отвернулся на секунду, а когда повернулся то увидел, как милая старушка набивает ими свою сумку. А на мои слова: «Что вы делаете?» Ответила мне: «Что вам, жалко?»
Юлия:
Жень, мало кто знает, что ты прошёл две кругосветки. Интересно как работать поваром на судне?
Евгений Бердников:
Две кругосветки — это тяжело, потому что 45 дней, например, как-то раз провели вообще без берега. То есть мы были в замкнутом пространстве. Я приравнивал себя к космонавту, который общается только с теми людьми, которые рядом. Это шикарный опыт, особенно тогда, когда вас не качает. Все хорошо, когда судно спокойно идёт. И совсем не просто, когда вас начинает качать и у вас задача накормить 4 раза в день персонал, который тоже выматывается от этой долгой качки. Мало того, что физически это сложно, еще и сложно работать. Т.е. надо закреплять леера, чтобы закрепить посуду на плите например.
Помните, был мультик, «Ну погоди!»? Там чемодан бегал на пароходе за волком. Вот примерно такая же история у меня была. Нас не предупредили о начале шторма, я сварил компот, он, слава Богу, остыл. 40-ка литровую кастрюлю компота я пытался поймать по камбузу, а камбуз достаточно большой. И вот как в том мультике я за ней, она от меня, я за ней. Слава Богу, кончилось все хорошо, компот был пойман, и даже не был разлит =).
Юлия:
Спасибо, очень интересно Женя, у каждого повара есть свои собственные рецепты. А как ты придумываешь новые блюда, откуда черпаешь идеи?
Евгений Бердников:
Базис — это очень хорошая штука. То есть приёмы работы с разными видами продукции — это базис. Он быть обязан и, собственно говоря, изобрести можно несколько раз, например, хлеб, как его делать, но базис - он останется базисом.
Это первое. Второе – я естественно учусь у коллег. Постоянно и каждодневно. Изучаю опыт других людей, читаю много кулинарных книг, кулинарных telegram каналов, групп вконтакте, обмениваюсь опытом. Я очень люблю ходить на мастер-классы, как только у меня получается возможность, я обязательно иду и смотрю, что, как, зачем и почему делают другие люди.
У меня на глазах уже третье поколение поваров становятся суперуспешными. Я понимаю, что наша отрасль не стоит на месте и российский бизнес развивается. Много становится настоящей русской кухни. Я очень люблю старые русские кулинарные книги, потому что там много идей, которые забыты. Там много описано продуктов, которые у нас есть, но невостребованы. Та же репа, то же квасное сусло и так далее. Вот знаменитая ферментация – это на самом деле квашение и соление и это все описано очень интересно.
К сожалению, у меня нет времени выехать в регион, как многие мои коллеги, которые по-настоящему интересуются русской кухней, ездят по регионам, общаются ещё все с людьми, которые помнят, как правильно называются в архангельской губернии шанишки и так далее.
Я слежу за людьми, которые этим занимаются. С глубоким уважением отношусь к тем людям, которые восстанавливают нашу культуру не только в виде басен, частушек, сказок, но и именно кухню.
Юлия:
Ну вот смотри, Жень, ты придумал блюдо, но его же нужно как-то красиво подать, обыграть на столе... Мне кажется, что это прям отдельный вид искусства, расскажи, как вот обыграть блюдо при подаче, какие есть секреты?
Евгений Бердников:
Ну, мне кажется, ответ очень непростой.
Разные заведения, как художники, имеют свои предпочтения. Одни рисуют только гуашью, другие рисуют только масляными красками, третьи там ещё чем-то.
У нас продукты на полотне, но полотно может быть разным. Например, деревянная посуда, под русскую старину. Это одна история, потому что дерево тепло и уют даёт. Но дерево бывает или светлое, или тёмное, альтернатив нет. Тут нужно представить себе, как будет на дереве выглядеть продукт. Потому что русская каша, например, которую мы ели все с детства и у бабушек и дедушек, она, конечно, очень колоритно смотрятся на деревянной посуде. Но каша не фотогенична, не производит того вау-эффекта, не инстаргамная.
Нужно что-то еще придумывать. Если это тарелка белая, классическая, то тут, конечно, гораздо проще - практически любой продукт грамотно разместить. Но тут опять же идёт, на мой взгляд, серьёзная борьба в душе каждого повара, который хоть раз этим изобретением занимался. Русские люди привыкли к хорошей настоящей порции блюда. Тут тогда размер тарелки имеет значение. Я всегда спрашиваю: Какой у вас стол? Потому что я люблю большие тарелки, но если мы сядем с вами вдвоём за маленький стол и поставим две большие тарелки, то на него больше ничего не поставить.
А если ты не спешишь покушать, а тебе необходимо получить уже с кухни готовые блюда, которые тебе по таймингу отдают, то и должен быстро доедать, то что принесли раньше. То есть вот эти все нюансы учитываются. Плюс ещё есть тенденции, есть мода, определённая в размере порции в размещении у края, посередине, с какими-то соусами.
Есть и определённые правила, например, что в блюде не должно быть больше шести компонентов. Как в архитектуре золотое сечение, вот такое условное число золотого сечения в продуктах. Соответственно и объёмы порции измеряются от той самой нагрузки, которая ложится на сам продукт. Это и соус, и гарнир, и украшение декоративное, и основной вкус определяющий, гармония вкуса и цвета.
Это не просто на самом деле. Если коротко - в основном блюдо рождается в импровизации.
Юлия:
Жень, а я знаю, что ты долгое время работал с оборудованием, что дал тебе этот опыт?
Евгений Бердников:
Опыт с оборудованием дал мне то, что я стал, ну честно, одним из немногих поваров, который знает оборудование, как советский воин автомат Калашникова. В оборудовании я разбираюсь очень хорошо. Был шикарный опыт с производителями, потому что многие производители стараются вложить в оборудование даже больше чем повара используют.
Меня разочаровало, то что очень часто наши шефы упускают возможности оборудования, и к сожалению, не используют даже на 50%. Связано это, конечно, прежде всего с тем, что они загнаны, задействованы в организации всех процессов на кухне. У нас исторически всё лежит на шефе, - и они просто не успевают ещё и обучаться работе с оборудованием.
Юлия:
То есть оборудование не используется на 100%.
Евгений Бердников:
К большому сожалению, да. Объясняют это по-разному. Одни, как я шучу, традиционалисты: плита и сковорода. А другие говорят: а зачем это нам нужно? Ну то есть эта возможность есть, но мы её не используем, потому что она нам не нужна. Многие не заглядывают вперёд, в построение за счет современных технологий иной организации рабочего места, рабочего пространства, производственных процессов приготовления заготовок. Многие не могут побороть имеющиеся в России запреты роспотребнадзора о том, что единица оборудования тепловая, например, даже если она суперсовременная, не может работать по технике безопасности без человека. На многих предприятиях общественного питания, которые находятся в жилых зданиях, это серьёзная проблема. Есть оборудование, оно стоит на предприятиях, и оно может работать без человека, но по пожарной безопасности во многих заведениях это не разрешено. Потому что без контроля человека.
Юлия:
А какое оборудование ты используешь при готовке, твоё любимое какое?
Евгений Бердников:
Фаворит пароконвектомат. Потому что я, наверное, долгое время работал на них и знаю их «и в хвост, и в гриву». Соответственно мне он нравится по многим причинам. Во-первых, он компактный, он производительный, он многофункциональный, и если это надёжное оборудование, то я могу доверить работать и без меня в любом автоматическом режиме. Когда я представлял оборудование иногда к нам приходили люди, которые не из общепита. Когда они видели функционал, они спрашивали: когда промышленность сделает это для дома? Для дома есть пароконвектоматы, они небольшие, на 220 вольт, они нашу с вами бытовую духовку заменяют на 1500%.
Да, они потребляют чуть больше электроэнергии, порядка 3,5 - 5 киловатт, но при этом функционал у них огромный. Правда, цена кусается, да.
Юлия:
Спасибо. Сейчас набирает обороты новое, ну или, наверное лучше сказать хорошо забытое старое направление - это персональный или семейный повар. Что ты думаешь об этом? Был ли у тебя опыт такой работы, есть ли какие-то нюансы?
Евгений Бердников:
Да, у меня был опыт такой работы почти два года. Не буду называть с кем я работал. Это было в центре Москвы. Я, наверное, тоже был одним из первооткрывателей этого направления. Работа очень сложная, тяжела эмоциональная, потому что работаешь на конкретного человека, который не просто хочет, чтобы ему приготовили, а он хочет, чтобы ему готовили только так, как он любит.
Это большая разница, потому что, идя в ресторан - вам не понравилось, вы пошли в другой. Можно, конечно, купить себе ресторан, который нравится. Но чаще всего они покупали поваров. Плюс, скажем так, семья она разноплановая. Семь я. Дети, и другие члены семьи, супруга, много всего разного. И нужно, скажем так, всем угодить.
Интенсивность работы не уступает работе в ресторане. Потому что такое же количество приёмов пищи, как в индивидуальной семье: завтрак, обед и ужин. Только по заранее утверждённому плану, что гораздо проще чем в ресторане, потому что ты можешь прогнозировать расходы. В ресторане ты должен хранить заготовки, а здесь заранее знаешь, что ты будешь готовить и в каких объёмах. Но, с другой стороны, ты подвержен стрессовой нагрузке, потому что заказчик, он тоже живет в социуме и у него тоже могут быть психологические взлёты и падения. И ты являешься человеком, который, кроме того, что ты его кормишь, знаешь комфортную для него атмосферу, но ты должен быть ещё чуть-чуть психологом. Должен принимать эмоции, исходящие от человека, потому что не всегда от тебя все зависит, а как раз чаще всего наоборот.
Количество еды от тебя зависит, количество порций от тебя зависит, но как воспринимается эта еда от тебя не зависит. Хотя сейчас я знаю много ребят, которые работают частными поварами. Говорят, 50 на 50, кому-то очень везёт, и они там годами работают.
Юлия:
А выездные какие-то мероприятия, когда имеется ввиду персональный частный повар на какую-то группу людей готовит.
Евгений Бердников:
Выездные банкеты, - да, это интересно. Самое главное заранее в правильном формате проговорить все заказчиком. Главное, чтобы ожидания заказчика совпали с теми возможностями, которые вы ему предлагаете в рамках его бюджета, тайминга и оформления всего банкета. Потому что банкет — это праздник, а еда — это часть праздника, в котором вы участвуете.
Юлия:
Спасибо, Жень, сейчас по стране открывается много ресторанов. Есть ли у тебя опыт по открытию ресторана?
Евгений Бердников:
Было несколько случаев. Все это были не мои рестораны, я всегда был наёмным работником и никогда не имел доли в бизнесе.
Я принимал участие в уже не существующем ресторане в городе Мурманске, там я впервые стал шеф-поваром. Ресторан назывался «Нулевая Миля». На морвокзале, где сейчас напротив стоит на вечном приколе наш замечательный ледокол «Ленин», как музей плавучий. Вот в этом здании, которое называется Морвокзал было открыто интересное и концептуальное заведение «Нулевая миля». Это был мой первый опыт.
К сожалению, он был закрыт. Как бизнес модель, он был неправильно рассчитан. Это я уже сейчас из своего опыта понимаю в чем проблема тогда была. Я участвовал в открытии, но потом был вынужден вернуться в море, вышел из проекта и проект просуществовал, если не ошибаюсь, ещё пару лет.
Хотя многие его запомнили, потому что и концепция была интересная, и история была интересная, и место самого притягательное. Тогда, правда, ещё не было такого бума туризма внутреннего российского, а в основном посетители были моряки, рыбаки и жители города Мурманска, ну и в небольшом количестве гости города Мурманск.
Далее я участвовал уже в Москве, в команде с Эриком ЛеПраво в первой команде в открытии ресторана «Карэ Бланк» – это «белый квадрат» по-французки. Там я у Эрика и его брата Стефана очень многому научился: самоорганизации, приготовлению блюд, ведению бизнеса именно европейского шеф-повара и именно внутри работающего предприятия.
Потому что до этого я был, скажем так, как студент, а тут я был на запуске и проработал после запуска почти год.
После этого я участвовал в нескольких проектах компании «Сухаревка», в которой работал. Я был первым из бренд-шефов, который работал как консультант в УКЦ (Учебно Консалтинговом Центре).
И последний проект, который запустился в прошлом году под Великим Новгородом, в 200 километров от него и около 100 километров от Бровичей. Это место очень полюбившееся мне – «Любытино хутор», ресторан русской кухни. Очень интересный проект. Мы его вместе с владельцами, на мой взгляд, очень хорошо продумали и очень хорошо реализовали.
Юлия:
А сейчас что с рестораном?
Евгений Бердников:
Прекрасно развивается вот недавно на выставку PIR приезжали его владельцы, мы с ними общались, они хорошо отзываются о шеф-поваре, которого я оставил. Замечательный человек из Санкт-Петербурга - Ренат, он успешно развивает этот проект, там устраивает гастрономические ужины по русской кухне Максим Сырников. Олег Ольхов приезжал туда ещё, много туда и других известных шеф-поваров приезжает, которые продвигают и популяризируют русскую кухню. Там есть три русские огромные печи прямо в зале и при вас, что-то могут приготовить, и под вас могут, что-то сделать. Ну и место очень интересное, душевное прям: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»
Юлия:
По твоему мнению, Жень, какие рестораны сейчас нужно открывать, на что ориентироваться на перспективу?
Евгений Бердников:
В Москве это одна история, по регионам - это другая история. На мой взгляд, в России точно нужно открывать рестораны локальной кухни. Однозначно там должна быть дичь, потому что именно она является специалитетом, в идеале дичь нужно подбирать под локацию. Даже если у вас уклон на европейскую кухню, огромное количество французских шеф -поваров делают прекрасные риеты из бобра, из оленины и из других специалитетов. И не обязательно фуа-гра, а именно классическая дикая утка. Из зайца прекрасная рулеты получаются, паштеты тоже великолепный продукт. У нас почему-то знают кролика, а про зайца забывают, хотя заяц беляк есть почти во всех регионах России.
Иного интересных продуктов можно делать на нашей продукции компании Дикоед, и на фаршах можно делать. Начиная от традиционных фрикаделек в любом стиле: в итальянском, французском, немецком, английском, русском. Любые супы можно делать. Детское меню можно делать, которое сейчас очень востребовано потому что уже выросло поколение людей, которые ходят с детьми в рестораны и дети уже нормально на это реагируют. А детей нужно кормить полезной едой. Естественно, это дичь, потому что это супер натуральный диетический продукт.
На мой взгляд конечно же, например, в Архангельске обязательно должны быть рыбные рестораны. Вот для меня нонсенс, но вы будете удивлены, в Архангельске нет нормальных рыбных ресторанов. В Мурманске есть, но немного. Тоже удивительно, да? В Норильске нужно открывать именно ресторан северной кухни. Понятно то, что они есть на Чукотке, понятно, что есть знаменитый ресторан «Zuma» во Владивостоке. Да, он есть, и вот они правильно сделали и успешны.
Юлия:
Спасибо, Евгений, у тебя богатый опыт, ты работал во многих проектах, скажи, где было интереснее всего, а где сложнее всего.
Евгений Бердников:
Интересно там, где не стыдно работать с продуктом, с технологии, которую ты предлагаешь, другим людям. Вот это интересно, потому что позволяет честно говорить о том, что ты это любишь, тебе это нравится, ты это можешь и за это не стыдно.
Вот для меня на рынке оборудования многие российские бренды на моих глазах появились. Я говорю в шутку русским инженерам: За что вы так не любите поваров?
Вот я в лицо им так и говорю. Они говорят, Евгений, мы любим поваров, но нужно пройти эти этапы. Я говорю, замечательно, так может быть, вы сначала создадите нормальный продукт, а потом его будете тестировать на рынке, а не наоборот, выпуская сырой продукт. А повара за это несут ответственность, страдают, лысеют и все остальное, а вы получаете замечательный опыт за счёт клиентов. Ну вот тут мне не очень понятна философия русской инженерной мысли. Вернее понятна, но не приятна.
Мне неприятно работать с продукцией, скажем так, из продуктов, которые сейчас новые продвигаются. Я ничего не имею против ГМО, но тем не менее не сторонник, потому что я не знаю, как это все нам аукнется, я очень осторожно к этому отношусь.
Юлия:
Скажи пожалуйста, какие у тебя планы на будущее, какие проекты ваши?
Евгений Бердников:
Нас ждёт следующий год интересный, потому что я люблю работать так чтобы каждое следующее мероприятие было не похоже на предыдущее. У меня даже есть ребята шеф-повара, которые ходят из мастер-класса на мастер-класс, особенно в Москве и спрашивают, как я умудряюсь каждое мероприятие делать разным. А я отвечаю, что у нас в компании столько разных продуктов, что если каждый день проводить мастер-класс, то за год бы ни один не повторился. Вот потому это и не сложно.
Юлия:
И напоследок твои 3 заповеди при приготовлении блюд из дичи.
Евгений Бердников:
Первое, нужно, получив продукт, независимо от охотников, вы его получили или от компании Дикоед, сначала смотрите на продукт, что он из себя представляет. Вы должны увидеть свежесть и продукт не должен вызывать вопросов по органолептическим показателям. .
Во вторую очередь нужно уважительно относиться к продукту. Не размораживая с ним поработать. Например, если рыба, то почистить, если нужно удалить кожу, выпотрошить. Тут накладываются наши стереотипы опять же от Фермерской и промышленной продукции. Так как кормят и содержится она иначе чем дикая, то и может выглядеть по-другому. Например, жабры будут выглядеть иначе. Не обязательно так, но могут. Это не должно вас напугать и это нормально, потому что это дикая рыба.
И третий принцип — это уважительное отношение при приготовлении. Дичь – это не та утка, которая дала нам фуа-гра. Это не то парнокопытное, например, кабан, который у нас в свинарнике. Это разное кормление, разное время убоя, разный ареал обитания. Он может быть более жирный или менее жирный. Поэтому надо учитывать пункты один и два и выбрать правильный режим приготовления. Это не сложно, технологии обеспечивает идеальное приготовление практически для любого оснащения кухни.
Если есть вопросы, я помогу, расскажу, поделюсь опытом. 33 года за плечами с удовольствием буду рад вам помочь. Вопрос мне можно написать вот здесь, на нашем сайте.
Юлия:
Жень, спасибо большое за интересную беседу. Успехов тебе и твоим проектам!